Методика (техника) "Не останавливаемся на достигнутом"
Ключевая идея: вознаграждайте детей за правильные ответы следующими, более трудными вопросами, которые расширят знания и проверят их надежность. Если вы хотите сделать просто хорошее преподавание отличным, данная методика особенно важна.
Какими могут быть эти вопросы? (часть 2.)
1. Попросить учащихся задействовать сопутствующие навыки.
В реальном мире ответы на вопросы редко требуют какого-то одного, изолированного навыка. Чтобы подготовить к этому своих учеников, попробуйте отреагировать на явный успех в овладении тем или иным навыком, предложив дополнить его другими недавно освоенными навыками.
Учитель: Кто может придумать предложение со словом шагать?
Ученик:Я шагаю по улице.
Учитель: А можешь добавить какую-то деталь, которая лучше раскрывала бы значение слова шагать?
Ученик:Я шагаю по улице, чтобы купить в магазине конфеты.
Учитель:А можешь ввести определение к слову улица?
Ученик:Я шагаю по широкой улице, чтобы купить в магазине конфеты.
Учитель:Хорошо, а теперь добавь в свое предложение подлежащее — словосочетание.
Ученик:Мы с братом шагаем по широкой улице, чтобы купить в магазине конфеты.
Учитель:А можешь сказать то же самое, но в прошедшем времени?
Ученик: Мы с братом шагали по широкой улице, чтобы купить в магазине конфеты.
Учитель:Это были очень сложные вопросы, Катя. Посмотри, как хорошо ты с ними справилась!
2. Попросить учащихся применить тот же навык в новых условиях.
Как только ученики освоили новый навык, можно попросить их применить его в новых или более сложных условиях.
Учитель: Можешь назвать место и время действия «Малахитовой шкатулки»?
Ученик: Дело было на Урале, в деревне, в 19 веке.
Учитель: А как ты понял, что это Урал?
Ученик: Там говорится о людях, которые добывают малахит, а обстановка явно дореволюционная.
Учитель: Хорошо. А как насчет кино? В фильмах тоже есть время и место действия?
Ученик: Да.
Учитель: Отлично. Тогда я сейчас назову время и место действия фильма, а вы скажете мне, какой фильм я имею в виду.
Методика «Не останавливаемся на достигнутом» держит учащихся в напряжении: им приходится объяснять ход своих мыслей или по-новому применять свои знания. Но просто задать ряд дополнительных вопросов не всегда достаточно. Например, учительница просит ученицу пятого класса придумать предложение со словом обожать. «Я обожаю готовить», — говорит девочка. «Кто еще может придумать предложение с этим словом?» — продолжает учительница. «Я обожаю баскетбол», — говорит один из ребят. И учительница принимает этот ответ, хотя могла бы воспользоваться эффективной методикой «Не останавливаемся на достигнутом». Далее у нее есть выбор: проверить, действительно ли ученик понял, как нужно использовать новое слово, или просто позволить ему механически скопировать предыдущий пример. Например, она могла бы попросить ученика использовать слово обожать в форме существительного — обожание. Но вместо этого учительница просто спрашивает класс: «Кто еще хочет попробовать?» Четверо или пятеро детей по очереди используют ту же самую структуру предложения: «Я обожаю танцевать», «Я обожаю кататься на велосипеде» и далее в том же духе. В итоге класс выполнил упражнение на банальное копирование базисной концепции. Ни о каких высоких ожиданиях тут не может быть и речи.
А теперь рассмотрим, как учительница могла бы использовать методику «Не останавливаемся на достигнутом», затратив на это намного меньше времени, чем на выбранный ею вариант, но с гораздо большей пользой.
– А можешь изменить свое предложение так, чтобы смысл сохранился, но начиналось оно со слова готовить?
– А теперь назовите мне слово обожать в форме существительного. И придумайте предложения, в которых оно используется в новой форме.
– Если Маша обожает готовить, что вы, скорее всего, увидите у нее дома?
– Назовите антоним слова обожать.