Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс 2017-18 уч.г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Серпухов

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ №16

_________ Кудряшова Е.А.

Приказ №____ от 01.09.2017 г.

Рабочая программа по литературному чтению

(базовый уровень)

3 А класс

Составитель: Максимова Нина Станиславовна,

учитель начальных классов

высшей категории

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК «Школа России»,Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2017.

Курс «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

-осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам;

-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

-пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

-находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

-находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);

-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;

-участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам;

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные УУД

Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»).

Коммуникативные УУД

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания.

Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента.

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Личностные результаты

Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание (аудирование).Чтение вслух. Чтение про себя. Работа с разными видами текста.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги. Виды информации в книге.

Тексты художественного произведения

Особенности художественного текста. Выразительные средства языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов). Разные виды пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Научно-популярные, учебные и другие тексты

Особенности учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Микротемы. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста. Работа с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Культура речевого общения.

Диалог как вида речи. Особенности диалогического общения. Нормы речевого этикета в процессе общения. Особенности национального этикета в литературных произведениях.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Выразительные средства (синонимы, антонимы, сравнения) при монологическом высказывании.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка, в мини-сочинениях. Рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Мифы Древней Греции, житийная литература и произведения о защитниках и подвижниках Отечества.

Тематическое планирование

№ п/п название раздела кол-во часов на изучение количество
пр пр-т Вн/чт
1. Самое великое чудо на свете 2 0 0 0
2. Устное народное творчество 14 1 0 2
3. Поэтическая тетрадь 31 1 1 0
4. Великие русские писатели 27 1 0 1
5. Литературные сказки 19 1 0 1
6. Люби живое 16 1 0 1
7. Собирай по ягодке – наберешь кузовок 12 0 0 1
8. По страницам детских журналов 10 1 0 0
9. Зарубежная литература 9 1 0 0
Итого: 140 7 1 6
Список произведений для заучивания наизусть:

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок)

И.З.Суриков «Детство» (отрывок), «Зима» (отрывок)

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору)

Н.А.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

А.А. Блок «Ветхая избушка»

С.А. Есенин «Черёмуха»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем Плановые сроки прохождения Скорректи- рованные сроки прохождения
Самое великое чудо на свете (2 часа)
1. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги. Рукописные книги Древней Руси. 0 0
2. Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров 0 0
Устное народное творчество (14 ч)
3. Особенности русского народного фольклора. Русские народные песни, небылицы. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. 0 0
4. 0 00
5. Докучные сказки. 0 0
6. Сочинение докучных сказок 0 0
7. Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»
0 0
8. 0 0
9. Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк» 0 0
10. 0 0
11. Составление плана сказки «Иван-царевич и Серый Волк» 0 0
12. Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка» 0 0
13. 0 0
14. Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений. 0 0
15. Внеклассное чтение «Русские народные сказки». 0 0
16. 0 0
Поэтическая тетрадь (11 ч)
17. Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX– XX веков. Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». 0 0
18. Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» 0 0
19. Русские поэты XIX– XX веков. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» 0 0
20. Русские поэты XIX– XX веков. Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» 0 0
21. 0 0
22. Русские поэты XIX– XX веков. Поэтическая картина зимы. И. Никитин «Встреча зимы» 0 0
23. Русские поэты XIX–XX веков. Образы детей в произведениях И. Сурикова «Детство», «Зима» 0 0
24. 0 0
25. 0 0
26. Урок-концерт «Знай и люби родную природу!» 0 0
27. Обобщение. Страницы русской классики 0 0
Великие русские писатели (27 ч)
28. А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество 0 0
29. А. С. Пушкин. Лирические стихотворения 0 00
30. А. С. Пушкин. Лирические стихотворения 0 0
31. 0 0
32. Сходство русской народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста 0 0
33. 0 0
34. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки 0 0
35. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки 0 0
36. И. А. Крылов. Биография и творчество 0 0
37. Басни И. А. Крылова 0 0
38. 0 0
39. 0 0
40. Инсценирование басен И. А. Крылова 0 0
41. 0 0
42. М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество 0 0
43. М. Лермонтов. Лирические стихотворения 0 0
44. 0 0
45. Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) 0 0
46. Л. Толстой «Акула» 0 0
47. Л. Толстой «Акула» 0 0
48. Л. Толстой «Прыжок» 0 0
49. Л. Толстой «Лев и собачка» 0 0
50. 0 0
51. Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» 0 0
52. Подробный и выборочный пересказ. Проверка и оценка достижений 0 0
53. Внеклассное чтение «Великие русские писатели» 0 0
54. 0 0
Поэтическая тетрадь (6 ч)
55. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе 0 0
56. 0 0
57. Повествовательное произведение в стихах. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 0 0
58. К. Бальмонт «Золотое слово» 0 0
59. И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ель- ник у дороги…» 0 0
60. Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь». Проверка и оценка достижений 0 0
Литературные сказки (19 ч)
61. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» 0 0
62. 0 0
63. 0 0
64. В. Гаршин «Лягушка — путешественница». Характеристика героев сказки 0 0
65. 0 0
66. В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки 0 0
67. 0 0
68. Внеклассное чтение 0 0
69. Обобщение по разделу «Литературные сказки» 0 0
70. М. Горький «Случай с Евсейкой» 0 0
71. 0 0
72. М. Горький «Случай с Евсейкой» 0 0
73. Человек и животные. К. Паустовский «Растрепанный воробей» 0 0
74. 0 0
75. Краткий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» 0 0
76. А. Куприн «Слон» 0 0
77. 0 0
78. 0 0
79. Путешествие по «Былям-небылицам». Проверка и оценка достижений 0 0
Поэтическая тетрадь (6 ч)
80. Саша Черный. Стихи о животных: «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» 0 0
81. 0 0
82. А. Блок. Картины зимних забав 0 0
83. 0 0
84. Природа в стихотворении С. Есенина «Черемуха» 0 0
85. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» 0 0
Люби живое (16 ч)
86. Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина» 0 00
87. 0 0
88. О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек» 0 0
89. 0 0
90. Верность и преданность. В. Белов «Малька провинилась» 0 0
91. В. Белов «Еще про Мальку» 0 0
92. В. Бианки «Мышонок Пик» 0 0
93. В. Бианки «Мышонок Пик» 0 0
94. Б. Житков «Про обезьянку» 0 0
95. 0 0
96. 0 0
97. В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения 0 0
98. В. Драгунский. «Он живой и светится» 0 0
99. 0 0
100. Обобщение по разделу «Люби живое». Проверка и оценка достижений 0 0
101. Внеклассное чтение по теме «Люби живое» 0 0
Поэтическая тетрадь (8 ч)
102. Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...» 0 0
103. 0 0
104. Стихи о детях. А. Барто «Разлука», «В театре» 0 0
105. Стихи о детях. С. Михалков «Если» 0 0
106. Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок» 0 0
107. 0 0
108. Проект «Времена года» (праздник поэзии) 0 0
109. Литературная игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» 0 0
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)
110. Положительные качества человека. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» 0 0
111. 0 0
112. А. Платонов «Цветок на земле» 0 0
113. Рассказы о детях. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью 0 0
114. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью 0 0
115. Образы детей в произведении М. Зощенко «Золотые слова» 0 0
116. 0 0
117. Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники» 0 0
118. 0 0
119. Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача», «Телефон» 0 0
120. Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» 0 0
121. Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» 0 0
По страницам детских журналов (10 ч)
122. «Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы 0 0
123. 0 0
124. «Вестенок» — самый молодой детский журнал. 0 0
125. 0 0
126. Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» 0 0
127. Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» 0 0
128. 0 0
129. Веселые стихи для детей. Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» 0 0
130. Шутливое искажение действительности. Р. Сеф. «Веселые стихи» 0 0
131. Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверка и оценка достижений. 0 0
Зарубежная литература (9 ч)
132. Древнегреческий миф. Храбрый Персей 0 0
133. Древнегреческий миф. Храбрый Персей 0 0
134. 0 0
135. Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок» 0 0
136. 0 0
137. Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» 0 0
138. Обобщение по разделу «Зарубежная литература» 0 0
139. Комплексная проверочная работа (ВПР) 0 0
140. Итоговый урок «Что читать летом» 0 0

Согласовано

на заседании ШМО

протокол № __ от «__»______ 20___ г.

руководитель ШМО______ (_________________________)

Согласовано

зам. директора по УВР (ВР)

________ (_________________________)

«____»_________ 20___ г.

Страницы

Нет страниц для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!