Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс 2018-19 уч.г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Серпухов

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №16

_________ Кудряшова Е.А.

Приказ №____ от 01.09.2018 г.

Рабочая программа по литературному чтению

(базовый уровень)

4 А класс

Составитель: Максимова Нина Станиславовна,

учитель начальных классов

высшей категории

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК «Школа России»,Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2018.

Курс «Литературное чтение» в 4 классе рассчитан на 105 ч (3 ч в неделю, 35 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение.

Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

-находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);

-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;

-участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам;

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные УУД

Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»).

Коммуникативные УУД

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания.

Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента.

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Личностные результаты

Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать. Умение отвечать на вопросы, определение последовательности событий. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи.

Пересказ текста, развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательность событий.

Творческая деятельность

Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроения людей, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Литературоведческая пропедевтика

Нахождение в тексте с помощью учителя синонимов, антонимов, эпитетов и осмысление их значения. Сравнение прозаической и стихотворной речи, жанровое разнообразие произведений: малые жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Сказки о животных, бытовые, волшебные, литературные (авторские). Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Знакомство с творчеством А, С, Пушкина, М, Ю, Лермонтова Л.Н.Толстого и других классиков детской литературы и зарубежной литературы, доступной для детского восприятия.

тематическое планирование

№ п/п название раздела кол-во часов на изучение количество
пр/р пр-т Вн/чт
1. Летописи. Былины. Жития 7 2 1 1
2. Чудесный мир классики 20 1 0 3
3. Поэтическая тетрадь 14 1 0 2
4. Литературные сказки 11 1 0 2
5. Делу время – потехе час 9 1 0 2
6. Страна детства 8 2 0 1
7. Природа и мы 13 2 0 2
8. Родина 4 1 0 1
9. Страна Фантазия 6 2 0 1
10. Зарубежная литература 13 2 0 2
Итого: 105 16 1 17
Список произведений для заучивания наизусть:

1.

Отрывок из баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

2.

П.П. Ершов « Конёк- горбунок» (отрывок)

3.

Стихотворение А.С.Пушкина «Няне»

4.

А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (отрывок)

5.

Любое стихотворение Ф.И.Тютчева

6.

А.А. Фет « Весенний дождь» или « Бабочка»

7.

А.Н. Плещеев « Дети и птичка»

8.

В.Ю. Драгунский « Главные реки» (отрывок не менее 8 предложений)

9.

К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками» (отрывок не менее 8 предложений)

10.

Любое стихотворение В.Я. Брюсова

11.

С.А. Есенин « Бабушкины сказки»

12.

Любое стихотворение М.И. Цветаевой

13.

Н.М. Рубцов « Сентябрь»

14.

С.А. Есенин « Лебёдушка» (отрывок)

15.

С.Д. Дрожжин « Родине»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Плановые сроки прохождения Скорректи- рованные сроки прохождения
Летописи. Былины. Жития ( 7 ч)
1 Входная проверочная работа. Знакомство с учебником.
2 Летописи. И повесил Олег щит на вратах Царьграда. И вспомнил Олег коня своего. .
3 Былина – жанр устного народного творчества. Ильины три поездочки.
4 Былина. Три поездки Ильи Муромца.
5 Житие Сергия Радонежского — памятник древнерусской литературы
6 Вн.чт. Былины. Микула Селянинович. Садко. Двенадцать подвигов Геракла. Мифы Древней Греции.
7 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Летописи. Былины. Жития».
Чудесный мир классики ( 20 ч)
8 П.П. Ершов. Конёк-горбунок.
9 П.П. Ершов. Конёк-горбунок.
10 П.П. Ершов. Конёк-горбунок.
11 Сходство русских сказок и авторской сказки П.П. Ершова. Конёк- горбунок.
12 Вн.чт. А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке.
13 А. Слонимский. О Пушкине. А.С. Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора! Очей очарованье!..
14 А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
15 А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
16 А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Что за прелесть эти сказки! 2 Сказки А.С. Пушкина.
17 М.Ю. Лермонтов. А Шан-Гирей. Воспоминания о Лермонтове. Дары Терека.
18 Вн.чт. М.Лермонтов. Родина. Бородино.
19 М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб. (турецкая сказка)
20 М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб. (турецкая сказка)
21 С. Толстой. Как я увидел Льва Николаевича. Л. Н. Толстой. Детство.
22 Л.Н. Толстой. Басня. Как мужик камень убрал.
23 М.Семанова. Воспоминания. А.П. Чехов. Мальчики.
24 Вн.чт. А.П. Чехов. Ванька. С.Черный. Дневник фокса Микки.
25 А.П. Чехов. Мальчики.
26 Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения.
27 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики»
Поэтическая тетрадь 1 ( 7 ч)
28 Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид…, Как неожиданно и ярко…
29 А.А. Фет. Весенний дождь. Бабочка. Е.А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!.., Где сладкий шёпот…
30 Вн.чт. Стихи о природе Н.Языкова, С.Есенина, Е.Баратынского, А.С.Пушкина, Т.Белозерова, И.Бунина, А.Ахматовой, А.Фета.
31 А.Н. Плещеев. Дети и птичка. И.С. Никитин. В синем небе плывут над полями…
32 Н.А. Некрасов. Школьник. В зимние сумерки нянины сказки…
33 И.А. Бунин. Листопад.
34 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь»
Литературные сказки ( 11 ч)
35 В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке.
36 Вн.чт. В.Жуковский. Сказка о царе Берендее, о сыне его…
37 В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке.
38 В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
39 В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
40 П.П. Бажов. Серебряное копытце.
41 П.П. Бажов. Серебряное копытце.
42 Вн.чт. С.Прокофьева. Приключения желтого чемоданчика.
43 А.С. Аксаков. Аленький цветочек.
44 А.С. Аксаков. Аленький цветочек.
45 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки»
Делу время – потехе час ( 9 ч)
46 Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени.
47 Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени. Поучительный смысл сказки.
48 Вн.чт. Н.Гарин-Михайловский. Тема и Жучка. И.Антонова. Подарок.
49 В.Ю. Драгунский. Главные реки.
50 В.Ю. Драгунский. Что любит Мишка.
51 В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел.
52 В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел.
53 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время- потехе час».
54 Вн.чт. А.Платонов. Сухой хлеб. В.Драгунский. Сверху вниз, наискосок!
Страна детства ( 8 ч)
55 Б.С.Житков. Как я ловил человечков.
56 Б.С.Житков. Как я ловил человечков.
57 К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками.
58 К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками.
59 Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения.
60 Вн.чт. Л.Пантелеев. Честное слово. В.Осеева. Почему? А.Гайдар. Поход. Маленький рассказ.
61 М.М. Зощенко. Ёлка.
62 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Страна детства»
Поэтическая тетрадь ( 3 ч)
63 В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская.
64 С.А. Есенин. Бабушкины сказки.
65 М.И. Цветаева. Бежит тропинка с бугорка. Наши царства.
Природа и мы ( 13 ч)
66 Вн.чт. Рассказы Виталия Бианки.
67 Д.Н. Мамин- Сибиряк. Приёмыш.
68 Д.Н. Мамин- Сибиряк. Приёмыш.
69 А.И. Куприн. Барбос и Жулька.
70 А.И. Куприн. Барбос и Жулька.
71 М.М. Пришвин. Выскочка.
72 М.М. Пришвин – певец русской природы.
73 Е.И. Чарушин. Кабан.
74 Вн.чт. Рассказы о животных Бориса Житкова.
75 В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип.
76 В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип.
77 Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения.
78 Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь ( 4 ч )
79 Б.Л. Пастернак. Золотая осень. С.А. Клычков. Весна в лесу. Д.Б. Кедрин. Бабье лето. Н.М. Рубцов. Сентябрь.
80 Вн.чт. Русские поэты детям.
81 С.А. Есенин. Лебёдушка.
82 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Поэтическая тетрадь».

Родина ( 4 ч)

83 И.С. Никитин. Русь.
84 С.Д. Дрожжин. Родине. А.В. Жигулин. О, Родина! В неярком блеске…
85 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина»
86 Вн.чт. Наше Отечество в произведениях А.Жигулина, А.Платонова, Ф.Тютчева, И.Шмелева, Н.Некрасова, К.Рылеева.
Страна Фантазия ( 6 ч)
87 Е.С. Велтистов. Приключения Электроника.
88 К. Булычёв. Путешествие Алисы.
89 К. Булычёв. Путешествие Алисы.
90 Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения.
91 Вн.чт. Ю.Вийра. О вреде и пользе прокалывания ушей. В.Голявкин. Секрет.
92 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия».
Зарубежная литература ( 11 ч)
93 Д. Свифт. Путешествие Гулливера.
94 Д. Свифт. Путешествие Гулливера.
95 Г.Х. Андерсен. Русалочка.
96 М. Твен. Приключения Тома Сойера.
97 Вн.чт.Братья Гримм. Умная Гретель. Х.К.Андерсен. Стойкий оловянный солдатик. Э.Сетон-Томпсон. Чинк.
98 М. Твен. Приключения Тома Сойера.
99 С. Лагерлёф. Святая ночь.
100 С. Лагерлёф. В Назарете.
101 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».
102 Итоговая проверочная работа
103 Вн.чт. Братья Гримм. Умная Гретель. Х.К.Андерсен. Стойкий оловянный солдатик. Э.Сетон-Томпсон. Чинк. Список литературы на лето.
104 Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
105

Согласовано

на заседании ШМО

протокол № __ от «__»______ 20___ г.

руководитель ШМО______ (_________________________)

Согласовано

зам. директора по УВР (ВР)

________ (_________________________)

«____»_________ 20___ г.

Страницы

Нет страниц для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!