Рабочая программа по математике, 4 класс 2018-19 уч.г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Серпухов
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №16
_________ Кудряшова Е.А.
Приказ №____ от 01.09.2018 г.
Рабочая программа по математике
(базовый уровень)
4 А класс
Составитель: Максимова Нина Станиславовна,
учитель начальных классов
высшей категории
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа осуществляется по УМК «Школа России», с использованием учебников:Моро М. И. Математика. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М.: Просвещение, 2017.
На изучение математики в 4 классе отводится 140 ч (4 ч в неделю,35 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- -образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
- -сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
- -устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- -группировать числа по одному или нескольким признакам;
- -читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними;
- -читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе;
- -читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы измерения этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними;
- -выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а: а, 0: а;
- -выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления;
- -выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000;
- -вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
- -измерять длину отрезка;
- -вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- -выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
- -анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- -составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- -преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
- -составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
- -решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала;
- -на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз;
- -обозначать геометрические фигуры буквами;
- -различать круг и окружность;
- -чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
- -анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- -устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- -самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- -выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-классифицировать числа по нескольким основаниям и объяснять свои действия;
-самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
-решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
-сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
-дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
-находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
-решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
-решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
-различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
-изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
-читать план участка (комнаты, сада и др.).
-выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
-вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
-читать несложные готовые таблицы;
-понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
-устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
-проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
-устанавливать закономерность следования объектов и определять недостающие в ней элементы;
-выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
-делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
-проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
-понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
-фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
-стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
-осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
-самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
-осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Регулятивные УУД:
-понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
-проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
-выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Коммуникативные УУД:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
-понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
-принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
-применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3;
-контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Личностные результаты.
-навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
-основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
-положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
-понимание значения математических знаний в собственной жизни;
-понимание значения математики в жизни и деятельности человека3;
-восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
-умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
-умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3;
-начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений)4;
-уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Нумерация (числа от 1 до 1000): образование и названия трехзначных чисел, порядок следования чисел при счете; запись и чтение трехзначных чисел, представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия: устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приемы сложения и вычитания, умножения и деления на однозначное число; единицы массы: грамм, килограмм, соотношение грамма и килограмма; виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); решение задач в 1–3 действия на сложение, вычитание.
Табличное умножение и деление: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена – количество – стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х: 4 = 9, 27: х = 9; площадь, единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, соотношение между ними; площадь прямоугольника (квадрата); единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними; круг, окружность, центр, радиус, диаметр окружности (круга); нахождение доли числа и числа по его доле, сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление: умножение и деление суммы на число; устные приемы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; выражения с двумя переменными, нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв; уравнения вида: х: 8 = 12, 64: х = 16 и их решение на основе знаний взаимосвязи между результатами и компонентами действий.
Тематическое планирование
№ п/п | название раздела | кол-во часов на изучение | количество | ||
кр | пр | пр-т | |||
| 89 | 0 | 0 | 0 | |
1. | Сложение и вычитание | 7 | 0 | 0 | 0 |
2. | Умножение и деление | 53 | 3 | 2 | 0 |
3. | Внетабличное умножение и деление | 29 | 0 | 0 | 1 |
| 51 | 0 | 0 | 0 | |
4. | Нумерация | 12 | 1 | 1 | 0 |
5. | Сложение и вычитание | 11 | 0 | 0 | 0 |
6. | Умножение и деление | 14 | 0 | 0 | 0 |
7. | Повторение и обобщение изученного материала | 15 | 1 | 0 | 0 |
Итого: | 140 | 5 | 3 | 1 |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохожде-ния | Скорректи- рованные сроки прохождения |
Числа от 1 до 100. Нумерация ( 14ч) | |||
1 | Повторение. Нумерация чисел. | . | |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | ||
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | ||
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | ||
5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. | ||
6 | Свойства умножения. | ||
7 | Алгоритм письменного деления. | ||
8 | Приёмы письменного деления. | ||
9 | |||
10 | |||
11 | Диаграммы. | ||
12 | Что узнали. Чему научились. | ||
14 | Входная контрольная работа. | ||
15 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Странички для любознательных. | ||
Числа, которые больше 1000. Нумерация ( 12 ч) | |||
13 | Класс единиц и класс тысяч. | ||
16 | Чтение многозначных чисел. | ||
17 | Запись многозначных чисел. | ||
18 | Разрядные слагаемые. | ||
19 | Сравнение чисел. | ||
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | ||
21 | Закрепление изученного материала. | ||
22 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | ||
23 | Странички для любознательных. | ||
30 | Наши проекты. | ||
26 | Контрольная работа по теме « Числа, которые больше 1000. Нумерация». | ||
27 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала.. | ||
Величины (11 ч) | |||
24 | Что узнали. Чему научились. Единицы длины. Километр. | ||
25 | Единицы длины. Закрепление изученного материала. | ||
28 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | ||
29 | Таблица единиц площади. | ||
31 | Измерение площади с помощью палетки. | ||
32 | Единицы массы. Тонна, центнер. | ||
33 | Единицы времени. Определение времени по часам. | ||
34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | ||
35 | Век. Таблица единиц времени. | ||
36 | Что узнали. Чему научились. | ||
37 | Контрольная работа по теме «Величины». | ||
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч) | |||
38 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Устные и письменные приёмы вычислений. | ||
39 | Нахождение неизвестного слагаемого. | ||
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | ||
41 | Нахождение нескольких долей целого. | ||
42 | Решение задач. | ||
43 | |||
44 | Сложение и вычитание величин. | ||
45 | Решение задач. | ||
46 | Что узнали. Чему научились. | ||
47 | Странички для любознательных. Задачи-расчёты. | ||
48 | Что узнали. Чему научились. | ||
49 | Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание». | ||
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (77 ч) | |||
50 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Свойства умножения. | ||
51 | Письменные приемы умножения. | ||
52 | Письменные приемы умножения. | ||
53 | Умножения чисел, запись которых оканчивается нулями. | ||
54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого. | ||
55 | Деление с числами 1 и 0. | ||
56 | Письменные приемы деления. | ||
57 | Контрольная работа за 1 полугодие. | ||
58 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала. | ||
59 | Письменные приемы деления. | ||
60 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | ||
61 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | ||
62 | Письменные приемы деления. Решение задач. | ||
63 | Закрепление изученного материала. | ||
64 | Что узнали. Чему научились. | ||
69 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | ||
70 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала. | ||
65 | Умножение и деление на однозначное число. | ||
66 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | ||
67 | Решение задач на движение. | ||
68 | |||
71 | |||
73 | Проверочная работа. | ||
72 | Странички для любознательных. Умножение числа на произведение. | ||
74 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | ||
75 | |||
76 | |||
77 | Решение задач. | ||
78 | Перестановка и группировка множителей. | ||
79 | Что узнали. Чему научились. | ||
80 | Деление числа на произведение. | ||
81 | |||
82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | ||
83 | Решение задач. | ||
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | ||
85 | |||
86 | |||
87 | |||
88 | Решение задач. | ||
89 | Закрепление изученного материала. | ||
90 | Что узнали. Чему научились. | ||
92 | Контрольная работа по теме « Умножение и деление числа, оканчивающиеся нулями». | ||
93 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение числа на сумму. | ||
91 | Умножение числа на сумму. | ||
94 | Письменное умножение на двузначное число. | ||
95 | Наши проекты. | ||
96 | Письменное умножение на двузначное число. | ||
97 | Решение задач. | ||
98 | |||
99 | Письменное умножение на трёхзначное число. | ||
100 | |||
101 | Закрепление изученного материала | ||
102 | |||
103 | Что узнали. Чему научились. | ||
107 | Контрольная работа по теме « Умножение на двузначное и трёхзначное число». | ||
108 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Письменное деление на двузначное число. | ||
104 | Письменное деление на двузначное число. | ||
105 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | ||
106 | Алгоритм письменного деления на двузначное число. | ||
109 | Письменное деление на двузначное число. | ||
110 | Закрепление изученного материала. | ||
111 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | ||
112 | Закрепление изученного материала. | ||
113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление изученного материала. | ||
114 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | ||
115 | Контрольная работа по теме « Деление на двузначное число» | ||
116 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Ликвидация пробелов в знаниях. | ||
117 | Письменное деление на трёхзначное число. | ||
118 | |||
119 | |||
120 | Закрепление изученного материала. | ||
121 | Деление с остатком. | ||
122 | Деление на трёхзначное число. Закрепление изученного материала. | ||
123 | Итоговая контрольная работа. | ||
124 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Что узнали. Чему научились. Подготовка к олимпиаде. | ||
Итоговое повторение (14 ч) | |||
125 | Нумерация. | ||
126 | Выражения и уравнения. | ||
127 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | ||
128 | Арифметические действия: умножение и деление | ||
129 | Правила о порядке выполнения действий. | ||
130 | Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число» | ||
131 | Величины. | ||
132 | Геометрические фигуры. | ||
133 | Задачи. | ||
134 | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада». | ||
135 | Повторение изученного в 4 классе. | ||
136 | |||
137 | |||
138 | |||
139 | |||
140 |
Согласовано
на заседании ШМО
протокол № __ от «__»______ 20___ г.
руководитель ШМО______ (_________________________)
Согласовано
зам. директора по УВР (ВР)
________ (_________________________)
«____»_________ 20___ г.